воскресенье, 20 ноября 2005
В современной языческом годовом круге праздников 21 ноября (25 листопада) – День Богини Смерти Марены, дочери Сварога, супруги Кощея, Велеса.
читать дальшеВ этот день устанавливается премезкая погода: моросит дождь, идет снег, дует холодный ветер, слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает:
А ни Мара, ни морока не смиемо славити!
После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат головни в болотной елани (на замерзшей трясине)
Треба (приносится на перектёстках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мед, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи ленты.
Воплощение: пегая кобыла, дерево: осина, ель.
В народной земледельческой традиции этот день обозначен Михайловым днем.
читать дальшеМихайлов день – веселый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены.
В этот день принято ходить в гости.
На праздничных столах были в основном: каша, свинина или говядина, лапша, чай с баранками или пирогами.
С Михаила зима не стоит, не мерзнет. Михайловские оттепели, Михайловские грязи
Михайло приехал на белом коне (говорят если к этому дню выпадает снег)
Коли на Михайлов день да иней – ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом – ростепели быть.
С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.
Примечательно, что 22 ноября день Матрёны (Матрена – значит знатная женщина, заимствовано у римлян)
С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями.
РПЦ, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивое и массовые проявления языческого начала. Однако ничто не привело к ожидаемому результату. Язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям и потому не погибло под тяжестью и достоинствами новой религии, а, растворилось в ней, одновременно поглотило её, образовав нечто новое – бытовое крестьянское православие.
Вообще, аграрное мышление очень архаично и консервативно. Крестьяне в подавляющей массе даже в позапрошлом столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Причин- следственный связи были иными.
Важно также, что календарь никогда не был застывшим, неизменным, он менялся не только под воздействием смены климата, но главное под воздействием развития общественных отношений.
«День Мары» и «Михаила» показывает насколько в православной Руси аграрные (по существу торгово-денежные) отношения становятся доминирующими, в отличие от языческой (где земледелие не было наравне с охотой, промыслами)