22:53 

Стрибог

Angel Oseny
Audi, vide, sile...
Есть такое божество как Стрибог. Вопрос касается этимологии.
Очень часто встречаю трактовку, что имя это значит "быстрый Бог", но при попытке найти словарь или книжку не связанную с историками и язычниками, написанную филологами, где бы "СТРЫЙ" расшифровывалось как быстрый, я потерпела неудачу. Часто встречаю толкование "старший, дядя, тётка" и многие другие сходные по смыслу. Если кто знает, где это расшифровано как "быстрый" поделитесь ссылками или названиями книг.

P.S.: Если у кого-то будут ещё какие-то мысли по данному вопросу, то будет очень интересно услышать.

@темы: Боги, Родная Вера, Стрибог

Комментарии
2010-04-10 в 00:28 

печенье — свет, непеченье — тьма
Согласно Т. В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, у славян в ходе контактов с иранскими племенами (скифами) часть *dievas заменилась на иранское *baγa. Индоевропейское *pater перешло у славян в стрый.
©

* - восстановленная форма, если что.
могу подумать немного и сказать попозже, какие конкретно изменения произошли, и как это случилось (:
хотя с "подумать" будут сложности, история германских у нас уже закончилась

2010-04-10 в 09:22 

Angel Oseny
Audi, vide, sile...
А можно транскрипцию, а то в моём восприятии dievas-pater звучит как [дивас-патер] и даже если поменять местами патер и дивас к Стрибогу звучание не имеет отношения...

2010-04-10 в 10:28 

печенье — свет, непеченье — тьма
/dievas pater/ ,вы правы, как вы можете прочитать, dievas заменилось на иранское *baγa (тоже восстановленное слово), и уже из него после некоторых транформаций получилось "бог" (В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово "Бог", как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит "одаряющий, наделяющий", в свою очередь происходящему от bhagas - "достояние", "счастье". "Богатство" тоже родственно слову "Бог". В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему)
переход pater в стрый также можно объяснить, но просто так это не сделаю — нужно посмотреть в учебнике по германистике. если нужно, я посмотрю — скажите только.

2010-04-10 в 14:02 

Angel Oseny
Audi, vide, sile...
Если будет не сложно, то мне очень хотелось бы почитать...

2010-04-18 в 00:36 

печенье — свет, непеченье — тьма
Посоветовалась с преподом. Вот её заключение:

Знаю, что "стрый" означает "дядя по отцу", тут тоже основа на -р- явно. Вместе с этим термином существовали также "деверь, сват, свекор, свестъ, свояк, сноха, ятровъ - тоже на -р-. Индоевропейское слово не *pater, a *pitAr. Я могу предположить, что смычное /р/ могло переходить в щелевое /f/, а там и в /s/, получается С(и)Т(э)Р, а -ый, -ыйко -- флексии, характерные для славянских языков.

2010-04-18 в 11:27 

Angel Oseny
Audi, vide, sile...
Спасибо =)

2010-06-15 в 14:29 

Мне кажется что этимология здесь раскрывается следующим образом:

СТР от общеиндоевропейского "*STREPONOS", приблизительный перевод "НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ БОГ"
ИБОГ от калмыцкого корня со значением "в которого верят долбоёбы".

Суммарная семантика слова таким образом -- Стрибог - это не существующий бог, в которого верят долбоёбы.

URL
2010-06-15 в 14:35 

печенье — свет, непеченье — тьма
Гость, мне кажется, Вы выёбываетесь

2010-06-15 в 14:40 

Шиповник Несбывшийся чего? просто стебусь с уёбищной веры которой посвящено данное сообщество...
но, кстати, кроме шуток, моя выдуманная на ходу этимология в целом грамотнее того, что тебе твой учитель наплёл
тоже родновер, чтоли? о слоговом плавном, которое дало *ir в балтийских и о заимствованиях из балтийских он не слышал?
спиздили вы у латышей своего стрибога, и фасмер мне тут в поддержку.

URL
2010-06-15 в 14:52 

печенье — свет, непеченье — тьма
Гость, если Вам не нравится, что вы тогда пришли и выступаете? Не нравится — Ваше дело, но зачем оповещать об этом всех вокруг? Всё равно как если бы кто-нибудь пришёл к Вам домой и начал рассказывать, как у Вас там всё плохо, дерьмово, и вообще, ему не нравится.

А опускать кого-то/что-то анонимно — ещё и подло

2010-06-15 в 14:57 

Шиповник Несбывшийся потому что не любить вас молча это не моя миссия ;)
я здесь, и ещё в более чем сотне сообществ по всему интернету, чтобы в меру сил разрушать ваши ряды
где данными языка, где разводами, где хамством, сечь вас, пока ни одного не останется

URL
2010-06-15 в 15:43 

Heroin
Don't panic!
Гость Поддерживаю

2010-06-15 в 17:09 

Гость, если Вам не нравится, что вы тогда пришли и выступаете? Не нравится — Ваше дело, но зачем оповещать об этом всех вокруг? Всё равно как если бы кто-нибудь пришёл к Вам домой и начал рассказывать, как у Вас там всё плохо, дерьмово, и вообще, ему не нравится.

А опускать кого-то/что-то анонимно — ещё и подло


поройся по постам, я тут вполне себе регулярно от своего ника пишу :----)

Heroin ;)

URL
2010-06-15 в 17:25 

"Я с тобой говорил языками огня, я не знаю других языков"(с)
Гость, дорогой мой, если вам что-то не нравится, идите ровненько лесом, мы ж не говорим, что атеисты, христиане и прочие - лохи. Троллить все умеют, верно?)

2010-06-15 в 17:27 

печенье — свет, непеченье — тьма
Вам в детстве нанесли глубокую травму негодяи-псевдославяне? Вам навязывают на каждом углу исповедовать что-то? Сомневаюсь. Ощущеие, что они мешают Вам жить. Не удивлюсь, если Вы точно таким же образом высказываетесь в сообществах, посвящённых однополым связям, каким-либо субкультурам, нестандартным сексуальным предпочтениям, христианству, иным религиозным конфессиям. Вам делать нечего, да? Книжек бы хороших почитали, что ли, делом общественнополезным бы занялись...

Или Вы — персонаж донкихотствующий? Ветряные мельницы, все дела..? (:
Да, прошу прощения, забыла про высокие рыцарские цели...

   

Языческие Традиции

главная